Виртуальный мастер-класс как форма дистанционного обучения на основе мультимедиа технологий | |
Введение | |
Эпоха научно-технического
прогресса определила значительные достижения
медико-биологических дисциплин. Благодаря
широкому внедрению современных методов
исследования, учение о биологии человека
получило огромный фактический материал о
структуре, функции и развитии клеток и тканей
человеческого организма. Использование в
учебном процессе автоматизированных обучающих
систем на базе персональной вычислительной
техники предоставляет возможность хранения этой
богатейшей информации; оперативного, доступного
и наглядного предъявления её обучающимся с
последующим контролем их теоретических знаний и
практических навыков. Современные компьютерные
и коммуникационные технологии кардинально
изменили традиционные формы обучения, сделали
реальным осуществление идеи об интеграции
преподавания учебного материала по
фундаментальным медико-биологическим
дисциплинам. Подключение к всемирной сети Internet
позволило использовать богатейшую информацию
мировых библиотек. Разнообразие способов подготовки учебных материалов к публикации с помощью компьютерных технологий, опыт их использования в учебном процессе, оценка эффективности образовательного процесса на основе новых технологий предполагает разработку методологии преподавания морфологических дисциплин с использованием электронных средств доставки и обработки информации. |
|
Цель | |
Методологическое обоснование создания виртуальных мастер-классов для дистанционного обучения и консультаций по биологии человека. | |
Результаты | |
Первым этапом разработки и
внедрения компьютерных технологий в учебный
процесс является выбор мультимедиа технологии,
как наиболее адекватной целям дистанционного
обучения медико-биологический дисциплине \1\.
Исходя из этого, готовится база данных (учебные
элементы), то есть микропрепараты, схемы,
анимация сложных для понимания биологических
процессов (например, кроссинговер, синтез ДНК,
гаструляция и др.), разрабатываются комментарии,
описание гистологических объектов. Следующий этап этой работы заключается в формировании связей между учебными элементами, то, что определяется как логика предмета. Это строится на основе традиционной педагогической системы, опыта многих поколений преподавателей, специфики практической работы выпускника. Завершающий этап работы - создание электронного учебника \2\. Электронный учебник по биологии человека, как интегрирующая разные области знания образовательная система, строится на следующих методологических принципах:
Следующий этап внедрения компьютерных технологий в учебный процесс заключается в совершенствовании системы контроля знаний. При конструировании тестовых задач к качеству тестов предъявляются общепринятые требования: адекватность (валидность), однозначность, доступность для понимания и постепенное возрастание трудности. Адекватность теста - это точное и полное соответствие функций и содержания, предлагаемых при тестировании, функциям и содержанию пройденного материала по данному разделу, который должен быть усвоен на лекциях и лабораторных занятиях. Однозначность теста предусматривает совершенно определённый, единственный ответ. Доступность для понимания - это чёткая формулировка задания на деятельность, понятная каждому студенты данной ступени обучения. Постепенное возрастание трудности тестовых задач предусматривает предъявление тестов, начиная от первого уровня сложности (знание-знакомство) и заканчивая тестами второго уровня (типовые задачи), которые требуют от обучающихся глубоких знаний не только структурно-морфологических особенностей органов, но и современных методов исследований, позволяющих диагностировать на препаратах структуры различного уровня организации, а также судить об их функции. Необходимо отметить, что все принципы создания тестовых заданий в электронном виде остаются в силе. Вместе с тем механический перенос конструкций заданий, составленных для безмашинного тестирования, на совершенно иной уровень - компьютерный, всего лишь облегчает и ускоряет обработку результатов тестирования, существенно не влияя на его качество. Тогда как компьютерные технологии предлагают ряд уникальных возможностей, с помощью которых значительно повышается качество тестирования, следовательно осуществляется более глубокий анализ знаний обучаемого, повышается логика познавательного процесса и др. Заключительным этапом внедрения компьютерных технологий в учебный процесс является формирование учебного пространства для дистанционного обучения и консультаций. Предшествующие данному этапу работы можно определить как подготовительные. Мастер классы - апробированная на практике, но еще не нашедшая применение (как и виртуальная кафедра) в виртуальном пространстве форма обучения. Методологическая разработка и внедрение данных форм поддержки образовательного процесса позволит значительно расширить аудиторию обучаемых, максимально включить в обучающие программы достижения мировой науки, интегрировать знания смежных наук. Можно предположить, что эти формы обучения позволят интегрировать национальную систему обучения в общемировое информационное пространство и стать её составной частью Общедоступность знаний может стать основой развития и консолидации общества в новом тысячелетии, так как необычайно развитые информационные и коммуникационные технологии, объединения компьютеров в информационную супермагистраль, способствуют формированию нового типа общества - информационного \3\. |
|
Литература | |
|