Виртуальный мастер-класс как форма дистанционного обучения на основе мультимедиа технологий
Введение
Эпоха научно-технического прогресса определила значительные достижения медико-биологических дисциплин. Благодаря широкому внедрению современных методов исследования, учение о биологии человека получило огромный фактический материал о структуре, функции и развитии клеток и тканей человеческого организма. Использование в учебном процессе автоматизированных обучающих систем на базе персональной вычислительной техники предоставляет возможность хранения этой богатейшей информации; оперативного, доступного и наглядного предъявления её обучающимся с последующим контролем их теоретических знаний и практических навыков. Современные компьютерные и коммуникационные технологии кардинально изменили традиционные формы обучения, сделали реальным осуществление идеи об интеграции преподавания учебного материала по фундаментальным медико-биологическим дисциплинам. Подключение к всемирной сети Internet позволило использовать богатейшую информацию мировых библиотек.

Разнообразие способов подготовки учебных материалов к публикации с помощью компьютерных технологий, опыт их использования в учебном процессе, оценка эффективности образовательного процесса на основе новых технологий предполагает разработку методологии преподавания морфологических дисциплин с использованием электронных средств доставки и обработки информации.

Цель
Методологическое обоснование создания виртуальных мастер-классов для дистанционного обучения и консультаций по биологии человека.
Результаты
Первым этапом разработки и внедрения компьютерных технологий в учебный процесс является выбор мультимедиа технологии, как наиболее адекватной целям дистанционного обучения медико-биологический дисциплине \1\. Исходя из этого, готовится база данных (учебные элементы), то есть микропрепараты, схемы, анимация сложных для понимания биологических процессов (например, кроссинговер, синтез ДНК, гаструляция и др.), разрабатываются комментарии, описание гистологических объектов.
Следующий этап этой работы заключается в формировании связей между учебными элементами, то, что определяется как логика предмета. Это строится на основе традиционной педагогической системы, опыта многих поколений преподавателей, специфики практической работы выпускника.
Завершающий этап работы - создание электронного учебника \2\. Электронный учебник по биологии человека, как интегрирующая разные области знания образовательная система, строится на следующих методологических принципах:
    1. Отражение всех уровней структурной организации живого и их связей.
    2. Минимальный(до 30% общего объёма) объём текстовой информации.
    3. Полная база изображений микро- и макропрепаратов, систематизированных по темам, по программам курсов (цитологии, общей и частной гистологии, эмбриологии).
    4. Включение видео-, анимации и аудиоинформации (20-30% объёма учебника).
    5. Наличие способов быстрого поиска необходимой информации по ключевым словам или по произвольному выбору.
    6. Наличие словарей терминов, используемых в учебном курсе.
    7. Возможность обновления информации через сеть Internet или через специализированный образовательный сервер, который поддерживает данный учебный материал.

Следующий этап внедрения компьютерных технологий в учебный процесс заключается в совершенствовании системы контроля знаний. При конструировании тестовых задач к качеству тестов предъявляются общепринятые требования: адекватность (валидность), однозначность, доступность для понимания и постепенное возрастание трудности. Адекватность теста - это точное и полное соответствие функций и содержания, предлагаемых при тестировании, функциям и содержанию пройденного материала по данному разделу, который должен быть усвоен на лекциях и лабораторных занятиях. Однозначность теста предусматривает совершенно определённый, единственный ответ. Доступность для понимания - это чёткая формулировка задания на деятельность, понятная каждому студенты данной ступени обучения. Постепенное возрастание трудности тестовых задач предусматривает предъявление тестов, начиная от первого уровня сложности (знание-знакомство) и заканчивая тестами второго уровня (типовые задачи), которые требуют от обучающихся глубоких знаний не только структурно-морфологических особенностей органов, но и современных методов исследований, позволяющих диагностировать на препаратах структуры различного уровня организации, а также судить об их функции.

Необходимо отметить, что все принципы создания тестовых заданий в электронном виде остаются в силе. Вместе с тем механический перенос конструкций заданий, составленных для безмашинного тестирования, на совершенно иной уровень - компьютерный, всего лишь облегчает и ускоряет обработку результатов тестирования, существенно не влияя на его качество. Тогда как компьютерные технологии предлагают ряд уникальных возможностей, с помощью которых значительно повышается качество тестирования, следовательно осуществляется более глубокий анализ знаний обучаемого, повышается логика познавательного процесса и др.

Заключительным этапом внедрения компьютерных технологий в учебный процесс является формирование учебного пространства для дистанционного обучения и консультаций. Предшествующие данному этапу работы можно определить как подготовительные. Мастер классы - апробированная на практике, но еще не нашедшая применение (как и виртуальная кафедра) в виртуальном пространстве форма обучения. Методологическая разработка и внедрение данных форм поддержки образовательного процесса позволит значительно расширить аудиторию обучаемых, максимально включить в обучающие программы достижения мировой науки, интегрировать знания смежных наук. Можно предположить, что эти формы обучения позволят интегрировать национальную систему обучения в общемировое информационное пространство и стать её составной частью Общедоступность знаний может стать основой развития и консолидации общества в новом тысячелетии, так как необычайно развитые информационные и коммуникационные технологии, объединения компьютеров в информационную супермагистраль, способствуют формированию нового типа общества - информационного \3\.

Литература
  1. Данилов Р.К., Боровая Т.Г. Методологические аспекты создания и использования учебных пособий на основе технологии мультимедиа // Морфология.- 1998, вып. 6, с.79-81.
  2. Данилов Р.К., Клишов А.А., Боровая Т.Г. Гистология человека в мультимедиа.- СПб. : Эскулап, 1997.- Ч.1.- 76 с., Ч.2.-84 с, CD-ROM.
  3. Интернет и современное общество: Тезисы Второй всероссийской научно-методической конф. Санкт-Петербург, 29 ноября - 3 декабря 1999 г. СПб.: Изд-во С-Петербургcкого ун-та, 1999.-196 с.
Hosted by uCoz