Тема дискуссии: Актуальные вопросы преподавания
морфологических дисциплин в XXI веке.

Р.К.Данилов  (Военно-медицинская академия, кафедра гистологии и эмбриологии, 194044, Россия, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 37а. Тел.: (812)329-71-61. E-mail: rdanilov@mail.wplus.net)

Дистанционное обучение: методология и перспективы развития
Современные компьютерные и коммуникационные технологии кардинально изменили традиционные формы обучения, расширили круг обучаемых, сделали реальным осуществление идеи об интеграции преподавания учебного материала по фундаментальным медико-биологическим дисциплинам (анатомии, гистологии, физиологии, биохимии, биофизики и др). В основу методологии дистанционного обучения целесообразно заложить модульный принцип преподавания, что позволяет формировать у обучаемого целостное представление о строении и функциях органов. Основа дистанционного обучения - создание электронных учебников, атласов, тестовых программ, баз данных и пр. Реализация компьютерных технологий обучения возможна на основе технологии мультимедиа, допускающей применение совершенно новых качеств из области информатики в виде взаимодействия визуальных и аудиоэффекто под управлением интерактивного программного обеспечения. Новая технология позволяет создавать обучающие программы, которые включают изображения уникальных учебных препаратов, лекции, прочитанные выдающимися морфологами, уникальные рисунки и др. Таким образом, мировой и отечественные фонды препаратов, рисунков, схем, слайдов, научных публикаций и пр. могут использоваться в учебном процессе на всех кафедрах, включенных в сеть Интернет в рамках виртуальной кафедры "Морфология человека".

В начало            


А.Я.Должанов, З.А.Воронцова, Д.А Атякшин (394622, Воронеж, ул. Студенческая, 10, Воронежская государственная медицинская академия, кафедра гистологии с цитологией и эмбриологией. Тел.: (073) 53-02-93, e-mail: dolzh@vsma.ac.ru)

В
озможности использования мультимедийных информационных технологий
в постдипломном образовании по гистологии

Развитие мультимедийных компьютерных технологий (МКТ), несмотря на очевидное преимущество, разрабатывается и применяется ограниченным числом преподавательских коллективов (Р.К. Данилов, Т.Г. Боровая, 1999; С.Л. Кузнецов с соавт., 1999; А.В. Павлов с соавт., 1999). Представляет определенный интерес использование МКТ в практике обучения в рамках курса медицинской эмбриологии и клинической гистологии на факультете усовершенствования врачей. Прежде всего это касается таких специальностей, как цитология, патанатомия, акушерство и гинекология и ЛОР-болезни, и некоторых других. Это связано с необходимостью в достаточно короткий срок на современном методическом уровне возобновить и восполнить сведения по предмету с использованием элементов модульности. Однако, существенной трудностью в развитии МКТ является ограничение технических и программных возможностей.

В начало            


Ю.А.Челышев, В.В.Валиуллин (420029, Казань, ул. Бутлерова, 49, Казанский государственный медицинский университет,
кафедра гистологи, цитологии и эмбриологии. Тел.: (8432) 38-76-16 и 38-76-04, e-mail: geotar@online.kzn.ru)

Мультимедийные технологии  в преподавании морфологических дисциплин
Мультимедийные технологии уже сегодня находят применение в преподавании морфологических дисциплин и в целом должны рассматриваться как приоритетное направление в учебном процессе на современном этапе. Наряду с получившими широкое распространение компьютерными тест-системами для контроля и оценки теоретических знаний и практических навыков все большее внимание специалистов-морфологов привлекают мультимедийные электронные руководства и учебники по фрагментам курса или всему курсу, размещенные на кафедральных или межкафедральных серверах, а также выпущенные на компакт-дисках. Из образовательных ресурсов по гистологии, цитологии и эмбриологии именно мультимедийные электронные учебники представляются наиболее значимыми, т.к. включают не только теоретическую часть курса, но и изображения микроструктуры, а также тесты. Самостоятельное значение имеют электронные атласы микроструктуры (оригинальные гистологические препараты из коллекции кафедры, высококачественные изображения натуральных препаратов с простыми схемами и текстовыми пояснениями).

В начало            


М.Ю.Капитонова (400074 Волгоград, пл. Павших борцов, 1, Волгоградская медицинская академия, кафедра гистологии и эмбриологии) Тел.(8442) 37-62-59, e-mail: marina@interdacom.ru)

Разработка и демонстрация материала в лекционном курсе по гистологии с применением компьютерной программы PowerPoint.
Наряду с использованием слайдов, технологий "overheads", учебных кино- и видеофильмов, телевидения, нам представляется одним из наиболее эффективных приемов применение компьютерной программы PowerPoint для более выразительной и запоминающейся подачи текстового, графического и фотографического лекционного материала, а также его точного хронометража. Использование приемов анимации для разъяснения сложных гисто-физиологических явлений, таких как, например, мышечное сокращение, различных технологических эффектов: наплыв, появление, вращение и проч., "оживляющих" видеообраз, способно существенно повысить восприятие и усвоение материала. Программа позволяет разгрузить сложные классификации, сделав подачу классифицируемых признаков постепенной; продемонстрировать ультраструктурные особенности клеток в сравнительном аспекте в любых комбинациях. Наш опыт подобной переработки лекционного материала по теме "Соединительная ткань" показал, что данная форма демонстрации материала является наиболее эффективной: она облегчает понимание наиболее сложных разделов и вызывает живой интерес.

В начало            


А.Г.Кочетков (603126, Нижний Новгород, ул. Родионова, 190а, Нижегородская государственная медицинская академия, кафедра нормальной анатомии Тел. (8312) 36 99 50, e-mail: anatom@n-nov.mednet.com URL: http://www.sandy.ru/science/medicine/anatom/)

Обучение студентов только фактам строения человеческого организма не может считаться достаточным в современный период эволюции знаний вообще и медицины в частности. В связи с этим мы преподаем анатомию человека с позиций учения о живых системах и адаптационном процессе, позволяющего формировать системные представления о различных элементах организма и
создавать клиническую направленность в изучении предмета. Существенные возможности в достижении поставленных целей появились в связи с вовлечением в учебный процесс компьютерных технологий и средств мультимедиа, использующих базы данных различных учебных и научных центров медико-биологических направлений, в том числе биологии, гистологии, физиологии, биохимии, биофизики. Такая организация учебного процесса в большей степени способствует выработке у студентов интегрированного, системного представления о строении организма человека и формирует базу данных о взаимодействиях (факторах), образующих структуру, и управлению адаптивным процессом.

А.Г.Кочетков, А.В.Безденежных, А.А.Мельников (603126, Нижний Новгород, ул. Родионова, 190а, Нижегородская государственная медицинская академия, кафедра нормальной анатомии Тел. (8312) 36 99 50, e-mail: anatom@n-nov.mednet.com

URL:http://www.sandy.ru/science/medicine/anatom/)

Компьютерная реализация разных форм тестовых заданий позволяет объективно оценить большую выборку респондентов. Разработанная нами программа-оболочка <Тестовый Контроль ver.3.0 for Win9x> максимально использует средства мультимедиа в реализации основных форм тестовых заданий. Преимуществом программы является возможность анализа логической
связи выделенной области и термина, анализ вводимых с клавиатуры терминов или их частей, в том числе, вне зависимости от
последовательности набора. Имеется возможность самому создавать разные формы тестовых заданий. Программа подвергает разбору не только правильность ответа на отдельный тестовый пункт, но и структуру ответа в целом. Отдельный модуль на основе обработки единой базы позволяет провести качественный и количественный анализ любой выборки ответов в различных сочетаниях.
Таким образом, оболочка позволяет сформировать и закрепить у врача/специалиста набор специфических зрительных и звуковых образов как в морфологии, так и в других дисциплинах.

В начало            


Б.А.Слука (Минский государственный медицинский институт, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии. 220116, Беларусь, Минск, пр. Дзержинского 83. Тел. (017)272-64-65. E-mail: sluka@msmi.minsk.by)

Использование компьютерных технологий в преподавании гистологии
Совершенствование учебного процесса в ВУЗе невозможно без внедрения активных методов преподавания, в том числе электронных средств обучения, которые должны органично вписываться в систему подготовки специалиста. На кафедре гистологии Минского мединститута работа в этом направлении проводится уже более 10-и лет. За этот период времени сменилось 3 поколения компьютеров, позволивших внедрить компьютерную технологию в качестве постоянного компонента учебного процесса. Наличие контрольных и контрольно-обучающих программ даёт возможность осуществлять как (1) текущий, так и (2) итоговый контроль знаний студентов. Компьютерный класс показал свою эффективность и (3) при организации отработок пропущенных занятий. Студенты охотно используют его при проведении
(4) самоподготовки к различным темам курса гистологии. Возможность индивидуального диалога с ЭВМ, ее "объективность" оценки знаний, (5) повышает мотивацию студентов к усвоению учебного материала. Расширение возможностей использования компьютерных технологий в учебном процессе связано с повышением уровня специальной подготовки преподавательского состава и созданием эффективных и доступных электронных средств дистанционного обучения.

В начало            


И.Ф.Когan (izabella@idirect.ca)

Методика тестирования при лицензирование врачей в Канаде и США
Профессиональную оценку врачей в Канаде осуществляет Медицинcкий Консилиум Канады. Врачам, окончившим лечебный или педиатрический факультет за пределами Канады и США, необходимо пройти Оценочный экзамен ( Evaluating examination) по терапии, акуперству и гинекологии, педиатрии, психиатрии , хирургии, организации здравоохранения. Все перечисленные области представлены в экзаменационных вопросах в равных пропорциях. Экзамен состоит из 320 вопросов, соискатель имеет около 1 минуты для ответа на каждый вопрос. Общая продолжительность экзамена - 7 часов. После сдачи Оценочного экзамена иностранные врачи имеют право на Прохождение Квалификационного экзамена первой категории (Qualification Examination, part1). Целью экзамена служит проверка профессиональных знаний врачей, окончивших теоретическое обучение в Канаде. Структура и содержание первых трех частех Квалификационного экзамена - те же, что Оценочного экзамена. Четвертая часть экзамена является наиболее сложной, так как здесь предлагается ответить на вопросы в письменном виде, в отличие от первых трех частей, где достаточно лишь выбрать вариант ответа. Эта часть экзамена состоит из 80 клинических случаев, соискателю необходимо провести дифференциальную диагностику и выбрать лечебную тактику. Продолжительность экзамена - 16 часов. Сдав вышеуказанные экзамены, соискатель имеет право участвовать в конкурсе на получение резидентуры, так как работа за пределами Канады не признается за килинический стаж. По окончании резидентуры, которая длится минимум 12 месяцев, а в среднем - 2-3 года, врач получает право пройти Квалификационный экзамен, часть 2 (Qualification Examination, part2) . Целью экзамена является оценка компетентности врачей, прошедших стажировку . В ходе экзамена соискателю придется столкнуться с 10 реальными клиническими ситуациями. Задания заключаются в сборе анамнеза, физическом обследовании, принятии клинических решений и ответе на вопросы   пациента. Экзамен записывается на видеопленку и оценивается комиссией. Врачи, сдавшие этот экзамен, получают право на врачебную деятельность в пределах Канады. Система лицензирования врачей в США близка к Канадской. Однако в США необходимо пройти экзамен по базовым  дисциплинам (анатомия, патология, биохимия, микробиология, психология) - Step 1. Step 2 соответствует Канадскому оценочному экзамену, Step 3 - Квалификационному экзамену, часть 1. Оценка клинического опыта (Clinical skills assessment) соотвествует Квалификационному экзамену, часть 2. В среднем, у иностранного специалиста уходит около 5 лет на получение лицензии в США или Канаде. Надо заметить, что значительное преимущество перед врачами из России имеют доктора из Индии и ряда Арабских стран, где обучение ведется на английском языке и практически все экзамены проводятся не в виде собеседования, а компьютерного тестирования знаний студентов.

 В начало


Hosted by uCoz